Бюро экономической безопасности Экономическая безопасность


    О компании
    Детективные
    услуги

    Бизнесс-справка

    Возврат долгов
    Информационные
    услуги
    Анализ
    грузопотоков
    Юридические
    услуги



Контакты Наша лицензия Заказ услуг
Экономическая безопасность

Решение Ассамблеи экспертов железнодорожного транспорта



Ассамблея экспертов железнодорожного транспорта утвердила Положение об эксперте железнодорожного транспорта.

Ассамблея экспертов железнодорожного транспорта является независимой консультационной площадкой.

В работе Ассамблеи принимают участие эксперты согласно Приложению № 1 к данному Решению.

Ассамблея экспертов железнодорожного транспорта отметила, что в процессе реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. № 384, произошли следующие основные события.

Разделены функции государственного управления и хозяйственного ведения. Первые сегодня находятся в Министерстве транспорта Российской Федерации и Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, вторые переданы ОАО "Российские железные дороги".

Создан рынок услуг по предоставлению подвижного состава.

Появились новые участники процесса организации перевозок грузов и пассажиров.

Применяются рыночные инструменты формирования суточной ставки за пользование вагонов, а также стоимости плановых видов ремонта вагонов.

ОАО "РЖД" выделило в отдельные дочерние общества активы, которые позволили сформировать новые рынки, а также реализовать непрофильные активы.

В профильные активы привлекаются рыночные игроки и институциональные инвесторы.

Внутри ОАО "РЖД" изменен принцип управления с территориального на функциональный.

Осуществлен ребрендинг ОАО "РЖД".

Внедрен институт Корпоративной культуры.

Создан Корпоративный университет.

Вместе с тем по итогам прошедшей реформы ОАО "РЖД" фактически потеряло возможность осуществлять перевозки с использованием вагонов инвентарного парка, что в текущих условиях создает определенные трудности грузоотправителям, которые не имеют стабильной отгрузки в крупных объемах.

В настоящее время вопрос регулирования доступа к инфраструктуре сместился от перевозчика к новому участнику рынка - оператору подвижного состава.

ОАО "РЖД" является общественным публичным перевозчиком, но при отсутствии собственных (инвентарных) вагонов, вынуждено ограничивать прием грузов к перевозке согласованием заявки на перевозку грузов с оператором подвижного состава. Последний же не имея обязательств по публичности договора выбирает только интересные и доходные перевозки. Таким образом, оператор подвижного состава, как рыночный участник процесса перевозок, выступает регулятором между грузовладельцем и перевозчиком.

Экономический кризис 2008 года оказал серьезное влияние на географию перевозок по российским железным дорогам. Рынки Азиатско-Тихоокеанского региона переключили на себя грузопотоки с Северо-Западного и Черноморского бассейнов на Дальний Восток. Железные дороги Восточного направления оказались не готовы к освоению возросших объемов, в том числе и по объективным причинам.

В период с 2008 по 2010 гг. загруженность инфраструктуры достигла критического уровня.

В 2018 году смещение грузопотоков в сторону экспорта через отечественные порты, дефицит пропускной и провозной способности, долгосрочность окупаемости инвестиций в инфраструктуру и основные фонды привели к возникновению проблемам, связанным с освоением возрастающих объем перевозок, серьезному снижению качества оказываемых железнодорожниками услуг и конкурентоспособности ОАО "РЖД" на рынке.

Расстояние автомобильных перевозок по номенклатуре грузов, которые переключаются с железнодорожного транспорта, за 3 года выросло в 2,8 раза.

На загрузку железнодорожной инфраструктуры оказывает влияние встречные сверхдальние порожние пробеги однородного приватного подвижного состава.

Направленность интересов операторов подвижного состава на максимизацию прибыли приводит к серьезному снижению сдвоенных операций, и как следствие, росту вагонооборота на железнодорожных станциях без роста объемов перевозок. В таких условиях сложно оценивать экономическую эффективность долгосрочных инвестиций в инфраструктуру всеми участниками рынка.

Ассамблея экспертов железнодорожного транспорта считает, что использование технических и технологических возможностей железнодорожного транспорта при максимальном повышении эффективности взаимодействия участков рынка железнодорожных перевозок позволит обеспечить развитие железнодорожной инфраструктуры и обеспечит использование инвестиционных ресурсов только на самых сложных направлениях.

Исходя из вышеизложенного и на основании состоявшегося обсуждения по вопросам, включенных в повестку дня I заседания Ассамблеи экспертов железнодорожного транспорта, были приняты следующие рекомендации.

I. Об организации движения поездов

1. Эксперты отметили, что процесс организации перевозки начинается с планирования.

Важнейшим элементом повышения эффективности перевозки является качество планирования железнодорожных перевозок всеми участниками перевозочного процесса, как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе.

2. Важным фактором регулирования выполнения публичного договора является оптимальная загрузка инфраструктуры железнодорожного транспорта.

На основе существующей и перспективной топологии сети железных дорог формируются технико-технологические возможности перевозчика, которые и формируют долгосрочные отношения с грузоотправителями и операторами подвижного состава на основе взаимной ответственности.

Использование современных информационных технологий позволит в режиме реального времени при оформлении перевозочных документов определить фактический маршрут следования конкретной отправки. В случае отклонения фактического маршрута от кратчайшего, система оперативно согласует с грузоотправителем увеличение сроков доставки. В случае, если грузоотправитель не согласен на увеличение сроков доставки, то перевозчик должен согласовать с ним новую дату отправки, в которую данная отправка проследует по кратчайшему расстоянию.

Факторный анализ текущей загрузки каждого участка текущей топологии сети железных дорог позволит в режиме реального времени обеспечить формирование в краткосрочной и среднесрочной перспективе затрат на эксплуатацию конкретного участка с учетом планов по развертыванию ремонтно-путевых работ.

Такой подход делает прозрачным и понятным процесс планирования перевозок, прогноз по обороту вагона, загрузке инфраструктуры, и ложиться в основу создания цифровой логистики перевозок.

3. В дополнение к системе планирования подключается система организации перевозок на основе Концепции динамической системы организации перевозочного процесса. В основе данной системы лежит формирование планов между начальными (конечными) точками погрузки (выгрузки) и точками формирования ядра транзитных поездопотоков. Между точками зарождения ядер транзитных поездопотоков устанавливается жесткий график. Ответственность за каждый элемент лежит на соответствующем участнике перевозочного процесса.

Подход взаимной ответственности позволит обеспечить компенсацию невыполнения каждой стороной взятой на себя обязательств.

Для реализации данного плана требуется разработка дорожной карты по созданию единого центра планирования перевозочной деятельности.

Под единым центром планирования в рамках данного обсуждения эксперты понимают информационную систему, которая получает и обрабатывает данные, которые она получает от Центра фирменного транспортного обслуживания в виде планов на перевозку на основе заявок на перевозку форму ГУ-12, от Центральной дирекции управления движением в виде технического плана, основанного на максимальном использовании пропускной и провозной способности железных дорог, от Дирекции тяги в виде плана выдачи локомотивов и локомотивных бригад, от Центральной дирекции инфраструктуры в виде плана проведения ремонтно-путевых работ. На основании указанной информации единый центр планирования рассчитывает план и передает его в указанные дирекции для безусловного выполнения.

По оценке экспертов наличие единого центра планирования перевозок значительно повысит качество планирования и исключит случаи ручного управления.

4. В ходе обсуждения была достигнута договоренность об участии представителя Института исследования проблем железнодорожного транспорта в работе рабочей группы по совершенствованию технологии управления перевозочным процессом (данная рабочая группа образована распоряжением ОАО "РЖД" от 6 марта 2018 г. № 446/р).

5. Отдельно эксперты считают целесообразным рассмотреть надстройку для АС "ЭТРАН", которая при вводе заготовки на передислокацию порожнего вагона из-под выгрузки под погрузку предоставит оператору подвижного состава информацию о наличии заявок на перевозку грузов в попутном порожнему направлению в однородном подвижном составе. Решение об обеспечении попутных груженных заявок остается исключительно за оператором подвижного состава. Данное предложение целесообразно проработать с Союзом операторов железнодорожного транспорта. Внедрение данного проекта должно осуществляться исключительно на добровольной основе.

6. Эксперты предложили:

6.1. Переработать совместно с Союзом операторов железнодорожного транспорта Методику формирования "шахматки" порожних вагонопотоков с учетом актуальности балансового метода и принципов индикативной регулировки.

6.2. Доработать Методику разработки плановой "шахматки" вагонопотоков в разрезе "станция-станция" и переход на планирование погрузки на предстоящий месяц с детализацией по станциям погрузки и выгрузки при техническом нормировании эксплуатационной работы сети железных дорог с учетом включения в балансовый метод критерия "собственник вагона", а также порядок расчета коэффициента сдвоенных операций и регулировочного разрыва при увеличении вагонооборота станции из-за наличия однородных взаимозаменяемых вагонов, принадлежащим различным собственникам и эксплуатируемые как незаменяемые.

7. Эксперты отметили необходимость правового регулирования возможности использования однородных вагонов одного оператора подвижного состава другим (при этом возможно допущение, что собственник подвижного состава является одним для разных операторов подвижного состава), что позволит увеличить коэффициент сдвоенных операций и понизит регулировочный разрыв.

8. С целью учета совместных интересов собственников подвижного состава, инфраструктуры и перевозчика эксперты предложили Союзу операторов подвижного состава разработать и согласовать с ОАО "РЖД" Правила эксплуатации обменных парков. Данные Правила должны обеспечить единый подход к оперированию однородными вагонными парками различными операторами подвижного состава, включая возможность передачи управления владельцу инфраструктуры.

9. Для реализации поручений и пп. 14б и 15 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года" ОАО "РЖД" совместно с Советом потребителей по вопросам деятельности ОАО "РЖД" и его ДЗО, Союзом операторов железнодорожного транспорта и экспертами актуализировать нормативные правовые, технико-технологические и тарифные документы.

10. Эксперты предложили ОАО "РЖД" рассмотреть возможность:

10.1. довести публично позицию Компании по применению маршрутной скидки до всех участников перевозочного процесса;

10.2. провести оценку плана формирования грузовых поездов с учетом маршрутизации и возможности выбора грузоотправителями маршрута следования вагонопотоков в зависимости от текущей эксплуатационной обстановки на сети железных дорог.

II. Об организации работы локомотивов и локомотивных бригад

1. Эксперты отметили, что в настоящее время имеются определенные проблемы во взаимодействии Центральной дирекции управления движением и Дирекцией тяги в части обеспечения в необходимом объеме локомотивами и локомотивными бригадами организованных поездов. Взаимодействие на уровне АСУОП-2, АСУТ и ЦОММ требует соответствующей корректировки с учетом текущей ситуации.

2. Эксперты обсудили:

  • необходимость и достаточность качественного показателя "вес поезда" и его увязку с показателем "тонно-километровая работа";
  • расчет оптимального полигона обращения локомотивов и локомотивных бригад, с учетом текущего опыта и технологических разрывов;
  • корректировка бюджетных показателей работы локомотивного комплекса;
  • интегрированный показатель "Локомотив", которые включает в себя тонно-километровую работу, количество отказов локомотивов в пути следования, количество не обеспеченных согласованных графиковых ниток;
  • интегрированный показатель "Локомотивная бригада", который включает в себя: тонно-километровую работу, количество отказов (неявок) локомотивных бригад на согласованные графиковые нитки.

3. Кроме того, эксперты отметили, что в настоящее время требуется оценка эффективности повышения массы поезда с учетом роста дополнительных затрат на техническое обслуживание локомотивов. Экспертами приведены случаи, когда рост веса поезда на 5% к установленному весу на полигоне приводил к росту отказов тяговых электродвигателей в 5,4 раза. Кроме того, сюда же добавляются издержки на отстой локомотивов в ремонтных депо.

4. Эксперты предложили:

4.1. ОАО "РЖД" доработать Методику расчета экономической эффективности тяжеловесного движения в структуре локомотивного комплекса, утвержденную ОАО "РЖД" от 1 апреля 2016г. № 292, а также Комплексную методику оценки технологической и экономической эффективности тяжеловесного движения и вождения соединенных поездов на железнодорожных линиях, учитывающая их влияние на стоимость жизненного цикла объектов инфраструктуры и тягового подвижного состава, утвержденную распоряжением ОАО "РЖД" от 22 декабря 2016 г. № 2628р с включением в расчет коэффициента вывода из строя (отказа) локомотивов при работе с поездами повышенного веса, а также время на отстой локомотива в ожидании ремонта и в ремонте.

4.2. ОАО "РЖД" совместно с производителями тягового подвижного состава, экспертами, представителями Роспрофжела провести обсуждение вопросов конструкции ряда элементов кузова локомотивов, эргономики кабины управления и систем контроля бдительности машиниста с целью достижения максимального эффекта от эксплуатации текущих систем.

III. Об организации местной работы

1. Эксперты отметили, что для повышения качества перевозочного процесса, улучшения качества работы сборных и вывозных локомотивов, снижения времени обработки местного вагона на путях общего и необщего пользования необходимо перейти к исполнению действующих нормативных документов. Это в первую очередь План формирования грузовых поездов, Распоряжение ОАО "РЖД" от 16 июля 2012 г. № 1415р "Об утверждении Инструкции по оперативному планированию поездной и грузовой работы в

ОАО "РЖД", Распоряжение ОАО "РЖД" от 15 апреля 2016 г. № 684р, "О вводе в действие типового технологического процесса управления местной работой".

2. Для улучшения качества обслуживания грузоотправителей и грузополучателей на участках обращения сборных поездов со стабильным грузопотоком применять жесткие нитки графика движения сборных поездов с увязкой графика работы вывозных локомотивов с обслуживанием комплексной бригадой, включающей составителя поездов и осмотрщика вагонов. Для работы на участке местной работы рассмотреть техническую, технологическую и правовую возможность использования маневровых приватных локомотивов, имеющих право выхода на пути общего пользования с локомотивными бригадами, которые "обкатаны" на данных участках путей общего пользования.

3. Эксперты предложили следующие:

3.1. ОАО "РЖД" с целью улучшения обслуживания мелких и средних клиентов, работающих на путях общего и необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", рассмотреть возможность формирования сквозной ставки, включающей в себя ставки по Тарифным руководствам № 1 и 3. При наличии возможность провести эксперимент по применению сквозной ставки.

3.2. ОАО "РЖД" совместно с Советом потребителей по вопросам деятельности ОАО "РЖД" и его ДЗО актуализировать Регламент взаимодействия Центра фирменного транспортного обслуживания и Центральной дирекции управления движением по вопросам организации грузовой и коммерческой работы железнодорожных станций и Приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования".

3.3. Институту исследования проблем железнодорожного транспорта в I квартале 2019 г. проработать нормативно-правовые основы, организационные и технические и технологические решения по применению локомобилей на путях общего и необщего пользования.

3.4. По итогам разработки документов рассмотреть технологию на рабочей группе Ассамблеи экспертов железнодорожного транспорта.

3.5. Протокол заседания рабочей группы направить в ОАО "РЖД" и в Минтранс России для дальнейшей проработки.

IV. Об оптимизации программного обеспечения и внедрении современных IT комплексов"

1. Эксперты отметили необходимость оптимизации программного обеспечения и взаимодействия комплексов задач. В первую очередь это реализация двухстороннего информационного взаимодействия в реальном времени, актуализация нормативно-справочной, технологической и актуальной информации об объектах, их возможностях, состоянии и ограничениях в IT-комплексах вертикалей управления Центральной дирекции управления движением, Центральной дирекции инфраструктуры, Центра фирменного транспортного обслуживания и Дирекции тяги.

2. Экспертами отмечена целесообразность:

2.1. Создания промежуточного слоя программного обеспечения, агрегирующего информацию разрозненных систем линейного уровня (например, АСУ СТ), сформированную в различных средах разработки, и приводящего к единым стандартам, для обеспечения возможности последующего структурного и многофакторного анализа и принятия решений на сетевом уровне;

2.2. Разработки сетевой модели машинного расчета плана формирования, плана отправительской маршрутизации, автоматической прокладки нормативных и вариантных графиков движения, графиков оборота локомотивов;

2.3. Автоматического расчета вариантов паспортов маршрутов поездов и потребных ресурсов для них, вариантов увязки цепочек ниток между собой для планирования пропуска до станции назначения;

2.4. Решения технологических задач расчета и оптимизации планов на различных временных горизонтах (текущее, суточное, сменное, декадное, месячное, квартальное, годовое);

2.5. Создания персонифицированных автоматизированных рабочих мест сотрудников с возможностью обмена электронными руководящими документами и их автоматическим инициированием на основе машинной обработки текущей и прогнозной ситуации, и последующим контролем выполнения;

2.6. Разработки прикладных задач на основе унифицированных решений с применением средств бизнес-аналитики, использования возможностей "больших данных", моделей прогнозирования и поведенческого анализа объектов в различных ситуациях, с расчетом корреляционного влияния на показатели работы, KPI и экономические показатели;

2.7. Разработки задач 3D-моделирования и средств визуальной дополненной реальности (привязка информации из IT-систем к распознанным объектам с камер наблюдения) для обучения сотрудников особенностям участков (машинисты, дежурные по станциям, поездные диспетчеры), а также для визуального анализа текущей ситуации, проигрывания записанных исторических данных о событиях на 3D-модели с синхронизацией с отображением на графике исполненного движения на участке (графике исполненной работы станции) и отчетными формами.

3. ОАО "РЖД" при подготовке следующего заседания Ассамблеи экспертов железнодорожного транспорта рассмотреть возможность предоставления материалов по оценке предложений экспертов.

Ассамблея экспертов железнодорожного транспорта приняла решение направить данное Решение в ОАО "Российские железные дороги" для рассмотрения предложений и выработки согласованных решений.

Для оперативного взаимодействия экспертов Ассамблеи с ОАО "Российские железные дороги" избрать Президиум Ассамблеи в следующем составе: Вадим Николаевич Морозов, Елена Акимовна Кунаева, Анатолий Иванович Володько, Владимир Гарольдович Рейнгардт и Председатель Организационного комитета Ассамблеи Павел Анатольевич Иванкин.

Наделить Организационный комитет Ассамблеи правом обеспечивать рабочее взаимодействие с руководством ОАО "Российские железные дороги".

От имени и по поручению экспертов Ассамблеи Решение подписано Председателем Организационного комитета Ассамблеи.

Источник: Пресс-служба ИИЖД

24 декабря 2018


  Все новости


Последние новости

10.01 «Экструзионные технологии и конструкции» – новый резидент ОЭЗ «Калуга»

26.12 Эксперты железнодорожной отрасли направили главе "РЖД" рекомендации по использованию технико-технологических резервов

05.12 В Калужской области обсудили вопросы поддержки экспорта

28.11 Делегация из Израиля изучила перспективы экономического сотрудничества с Калужской областью

11.11 Калужская область расширяет деловые контакты на Первой китайской международной ярмарке в Шанхае

06.11 Цифровая логистика как ключевой фактор роста несырьевого экспорта товаров и экспорта услуг

29.10 Меры государственной поддержки российского несырьевого экспорта

25.10 Понятие «работа на всю жизнь» исчезает

23.10 Встреча представителей отраслевых транспортных изданий и пресс-служб

18.10 «Транспортная неделя-2018» пройдет c 17 по 22 ноября в Москве



© 2006-2018 Бюро Экономической Безопасности

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Разработка: Интернет-студия ОРИЕНС
Ресурсы сети: Евразия Вести, Автомобили, Грузовики, Туризм